Японский театр бунраку

Японский театр Бунраку - театр, расположенный в городе Осака, в районе Тюо. Бунраку (Bunraku Theatre 国立文楽劇場) - государственный театр традиционного японского искусства.

Театр кукол известен, как Нингё дзёрури, от "дзерури" - разновидность напеваемого рассказа и "нинге" - кукла. Все вместе означает - "рассказ куклы", "песнь куклы".

Разновидность напеваемого рассказа, произошла от имени принцессы, которая появилась в еще самой древней пьесы и ее легенда переходила из уст в уста.

Позднее эту историю стали рассказывать при помощи театральных кукол.

Свое мастерство Бунраку отточило задолго, ведь его принес в культуру Японии - народ. В то давнее время монахи скитались в поисках подаяния и сочиняли баллады о принцессе Дзёрури (прекрасный драгоценный камень). В те времена была популярна история о любви Усиваки (Минамото - но - Ёсицунэ) и принцессы Дзёрури. Позже с монахами стали играть на сямисэне (трехструнный щипковый музыкальный инструмент) музыканты. Но были умельцы, которые решили не только рассказывать, но и показывать баллады в куклах, в представлении для народа. Более облагороженный современный вид Бунраку приобрел только к середине XVII века.

Кукольник Уэмура Банракукэн в 1805 году приобрел театр в городе Осака. И дал театру свое имя. Этот театр кукол стал самым масштабным проектом в Японии, даже на вывеске театра была речь: "Дозволенный правительством кукольный театр Бунраку". В 1966 году приняли решение построить новый театр и 1 ноября 1966 года первый современный театр был представлен в Токио.

В Осаке также открылся театр под рукой архитектора Курокавы Кисё. Этот театр стал четвертым государственным театром на территории Японии и главной театральной сценой искусства Бунраку. Сейчас этот театр носит имя "Асахидза", но труппа играющая на сцене выступает под именем "Бунраку".

Пьеса "Тикамацу", что означает "Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей 1703 г." стала самой известной театральной постановкой еще в XVIII веке. Здесь можно провести аналогию с пьесой Шекспира "Ромео и Джульетта". Японская пьеса так сильно повлияла на ум, разум и души людей, что в XVIII веке волна самоубийств захлестнула страну. И, конечно, правительство страны ввело табу на эту пьесу. Но была пьеса и о верности, о героях, о мести - "Сокровищница Самурайской верности".

Японский театр Бунраку является важным традиционным народным достоянием. В 1995 году театр был внесен в Список важного нематериального культурного достояния Японии, в 2009 году театр был занесен в Список мирового нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В 2014 году у театра Бунраку был юбилей - тридцать лет с момента открытия Национального театра Бунраку в городе Осака.

Куклы Бунраку особенные, изготовлены они в размере 1/2, 1/3 от человеческого роста. Кукла состоит из деревянной рамы прямоугольной формы. Такая рама сложно опутывается нитями. Раму прикрепляют к голове, рукам и ногам куклы. Но. ноги есть в особых случаях и только у кукол - мужчин. На раме кукле можно лицезреть большое количество одежды, за ней не видно ног (не узнаете есть они или нет), но за счет колыхания складок на одеянии создается эффект движения нижними конечностями.

Куклы японского театра Бунраку очень подвижные, лицо может передавать всю человеческую мимику, чтобы выполнить движение - взмах руки, меча - мастера своего дела - кукольники, протягивают свои руки в широкие рукава одежды куклы. Куклой управляет два человека, а то и три. Куклы очень крупные, нужно выполнить миллион действий, кукольники передают своим куклам даже дыхание. И кажется, что куклы действительно дышат. Сами кукольники бывают одеты в черные одежды и фон представления темный, чтобы зрители видели только деревянных персонажей, зато куклы просто горят и полыхают своим ярким белоснежным лицом и кистями рук, покрытыми белым лаком. Лица у кукол Бунраку маленькие. На сцене находятся кукольники, по три человека на одну куклу, гидайя - тот, кто пропевает и читает напевами текст постановки немного сдавленным приглушенным голосом, и музыканты.

На сцене три кукловода: омодзукай - главный кукловод, отвечает за управление головой куклы и правой рукой; хидари - дзукай управляет левой рукой персонажа; аси - дзукай управляет ногами. Движения кукловодов плавные и естественные, раньше мастер обучал ученика искусству Бунраку около десяти - пятнадцати лет, сейчас молодые дарования могут обучаться в Национальном Театре в течение двух лет.


Поделиться:   

Оставить комментарий

Вы отвечаете на следующий комментарий